М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Сатана правит бал в сталинской Москве, Маргарита мстит литературным критикам, тьма накрывает ненавидимый прокуратором город. Самый популярный русский роман XX века — это одновременно едкий фельетон о советских обывателях, апокриф о последних днях Христа и история спасительной любви.

В Москву конца 1920-х, всё такую же разгульную и мещанскую, но уже советскую, прибывает таинственный иностранец, окружённый опереточной свитой. Он вовлекает оказавшихся на его пути москвичей в серию невообразимых происшествий, но его истинная миссия — найти опального автора романа о евангельской истории и влюблённую в него женщину. Булгаков начинает с традиционного для своего времени, почти фельетонного сюжета — о том, как застоявшийся советский быт взрывается вторжением чужака, вплетает в него историю последних дней Иисуса и приходит к очень личному трагическому повествованию о силе творчества, свойствах любви и переплетении добра и зла.

Комментарии

  1. 1. Прочитано полностью.
    2. Главный герой.
    Главным героем данного произведения я считаю Воланда. (Он показывает сущности людей, искушает их "Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, – сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?")
    "И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд."
    Воланд имел также свиту вокруг себя, которая помогала ему искушать людей.
    3. Композиция.
    Экспозиция- появление неизвестного, его встраивание в диалог.
    Завязка- предсказание смерти Берлиоща, Воланд "знимается" городом.
    Точка невозврата- Знаеомство Ивана с Масиером.
    Кульминация- Маргарита помогает Воланду.
    Развязка- оказывается, что Воланд и его свита несли определённую миссию и теперь они уезжают "Нам пора, – Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда, где бесчисленные солнца плавили стекло за рекою, где над этими солнцами стоял туман, дым, пар раскаленного за день города."
    4. Тема.
    Представитель тёмного мира, искуситель, неожиданно и громко врывается в город, нарушает обыденные жизнь людей убийством писателя. Дальше он ставит опыты над многими людьми, путает и "отправляет" людей в психические больницы, искушает людей на примерку различной роскоши, даёт много денег, а потом все отбирает. Поняв, что у людей не осталось нравственных ценностей, хватает с собой двух влюблённых Мастера и Маргариту, показывает свой истинный облик и исчезает из города, пустив его на дальнейшее существование"И оба подхватили администратора под руки, выволокли его из сада и понеслись с ним по Садовой. Гроза бушевала с полной силой, вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотен бежали пенные потоки. Все живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому. Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до дома N 302-бис, влетели с ним в подворотню, где к стенке жались две босоногие женщины, свои туфли и чулки держащие в руках. Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен на пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева"
    5. Конфликт.
    Противоречивость "демона".
    Воланд создан для зла, но через зло пытается отыскать лучшее в людях.
    Онирушит многие жизни, искушает множество людей, но это лишь преподносится через злую призму. Он пытался отыскать живые души. И нашёл их в Мастере и Маргарите. "Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо."
    6. Идея.
    Доброе во зле.

    ОтветитьУдалить
  2. Жук Анна
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    (прочитано полностью)
    1) – Характеристика главного героя
    Я считаю, что главным героем этого литературного произведения является Воланд. Его главная цель – показать всем людям (на примере москвичей, сорвав с них «маски») их истинное лицо, их настоящую сущность. Воланд произносит очень важные слова, устроив Представление на сцене «Варьете»: «Москвичей испортил квартирный вопрос». И далее, обнажая истинную сущность людей, выставляет на всеобщее обозрение их недостатки, самыми главными из которых являются жадность, зависть и алчность. Для многих присутствующих это оказалось откровением.
    Достоинства: неподкупность, беспристрастность, справедливость.
    Недостатки: жесткость граничащая с жестокостью.
    Композиция: в романе очень сложна, так как в этом произведении - две сюжетные линии, идущие параллельно друг другу. Одна – о судьбе Мастера, другая – о Понтии Пилате. С одной стороны идет противопоставление этих двух сюжетных линий друг другу, с другой – они образуют единое целое, так как Мастера волнуют такие же проблемы, как и Понтия Пилата.
    Читая это произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: это тридцатые годы XX века и тридцатые годы I века новой эры. Нетрудно заметить, что события происходили в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком во времени в 1900 лет. Именно это уточнение доказывает глубокую связь между событиями, происходящими в Москве и происходившими в Ершалаиме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Экспозиция: здесь происходит встреча Ивана Бездомного, Берлиоза и Воланда. Последний, рассказывая о Га-Ноцри, желает убедить своих слушателей в существовании Бога и Дьявола.
      Завязка: «первого» романа происходит во время встречи Воланда и Берлиоза, а «второго» - во дворце Понтия Пилата. Кульминация: визит Левия Матвея к Мастеру, а также - казнь Иешуа.
      Развязка: сведение двух романов к одному: Воланд со своей свитой везет Мастера и Маргариту в иной мир, чтобы подарить им покой. На своем пути они встречают Понтия Пилата.
      Тема: двумя основными темами являются тема добра и зла, и тема настоящей любви и верности. Первая тема представлена такими героями, как Воланд, Иван Бездомный, Фагот (он же Клетчатый), Азазелло, Иешуа Га – Ноцри, Понтий Пилат, а вторая – Мастером и Маргаритой. Действия «двух романов», разделенных почти двумя тысячелетиями, гармонично соединены между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество и поиск истины. Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Сошедшая с ума от материальных благ публика, сильно неравнодушная до огромных денег элита, «проделки» Коровьева и Бегемота явно и совершенно определенно описывают болезни современного писателю общества. Тема прощения идет рядом с темой сочувствия. Тема сочувствия проходит красной нитью через весь роман. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но, запутавшись в своих обязанностях и боясь осуждения, идет против своей совести.
      Идея: добро и зло.
      Конфликт: самое важное, что должен понять каждый читатель, так это то, что Воланд является не воплощением рафинированного зла, а всего лишь индикатором, определяющим наличие либо отсутствие совести, высоких нравственных принципов и высокого уровня духовности у каждого, отдельно взятого, человека и у всего общества в целом.

      Удалить
  3. Прочитано 32 главы из 32
    1. Характеристика главного героя.
    В романе можно выделить три основных персонажей – это Воланд, Мастер и Маргарита. Воланд является свидетелем всех произошедших событий и тех, что происходят в Москве и тех, что происходили в Кесарии. Воланд – это сатана, но не в привычном для нас понимании. Его можно считать защитником справедливости. Он не является носителем зла, а наоборот раскрывает его и наказывает, ведь источником зла являются сами люди.
    Цель: он приезжает в Москву, чтобы узнать изменились ли люди за прошедшие века. "Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…".
    Тайна: для нас остается загадкой его истинная сущность и намерения. Никто из людей не знает, что он Сатана.
    Мастер. Пожалуй, главной его тайной является его имя. Мы знаем о его прошлом, о том, что он был историком, а потом стал писателем. Он рассеянный, беспомощный и ранимый. Но также ему характерен необычный ум.
    Цель: создать роман.
    Маргарита является незаменимой музой мастера. Ее главная цель и предназначение помогать ему написать роман, быть для него опорой. Можно предположить, что на самом деле ее вообще не существовало. В этом и заключается ее тайна. Нам до последнего не понятно реальна ли она или она плод воображения мастера, который дает ему силы.
    2. Композиция. Автор создает одно произведение в рамках другого произведения. Поэтому привычная композиционная структура нарушается.
    Экспозиция – Берлиоз и Бездомный рассуждают на тему религии.
    Завязка – на Патриарших прудах Берлиоз и Бездомный встречают Воланда. Он рассказывает историю о Понтии Пилате.
    Вторая завязка – К прокуратору Иудеи приводят Иешуа.
    Развитие действия – проделки свиты Воланда в Москве.
    Развитие действия –  смерть Га-Ноцри, убийство Иуды,
    Кульминация – Здесь происходит рассказ о мастере и Маргарите. "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"
     Кульминация - разговор Левия Матвея и прокуратора.
    Развязка - они имеют общую развязку. Это точка в которой сходятся эти две повествовательные линии. Мастер и Маргарита отправляется с Воландом и его свитой в другой мир. Маски сбрасываются и в свете луны все обретает свой истинный облик."И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье." Они встречаются с Понтием Пилатом. «Свободен! Он ждет тебя!» так автор заканчивает свой роман и освобождает прокуратора Иудеи.
    3. Конфликт. Основной конфликт заключается в противостоянии добра и зла. Все представляют зло как нечто тёмное, полное отсутствие света. Однако в этом романе Булгаков ломает стереотипы. Воланд является олицетворением зла, однако зло исходит не от него самого, а от людей. Он просто обличает их пороки и насмехается над их жалкостью. Воланду противопоставляется Иешуа, воплощение добра. Его смерть не означает победу зла, а наоборот ее можно считать предательством по отношению к добру. 
    4. Тема. Автор объединяет несколько тем: фантастическую, сатирическую, философскую и любовную. Все эти темы неразрывно связаны друг с другом и нужны для того чтобы раскрыть основную идею произведения. В сатирической теме автор высмеивает публику, собравшуюся посмотреть выступление черного мага Воланда. На них он раскрывает все их пороки, а Коровьев и Бегемот показали все болезни, одолевшие современное общество. Любовная тема отражена в мастере и Маргарите. Философская тема отражается в размышлениях о смысле жизни, о сути добра и зла, о их истинных формах. Роман не утратил своей актуальности и по сей день и с каждым прочтением в нем раскрываются все новые грани.
    5. Идея. Что такое зло?
    Добро и зло

    ОтветитьУдалить
  4. 1. Прочитано полностью
    2. Характеристика главного героя
    Я считаю, что главным героем этого литературного произведения является Воланд. Его главная цель – показать всем людям (на примере москвичей, сорвав с них «маски») их истинное лицо, их настоящую сущность. Воланд произносит очень важные слова, устроив Представление на сцене «Варьете»: «Москвичей испортил квартирный вопрос». И далее, обнажая истинную сущность людей, выставляет на всеобщее обозрение их недостатки, самыми главными из которых являются жадность, зависть и алчность. Для многих присутствующих это оказалось откровением.
    Достоинства: неподкупность, беспристрастность, справедливость.
    Недостатки: жесткость граничащая с жестокостью.
    Композиция: в романе очень сложна, так как в этом произведении - две сюжетные линии, идущие параллельно друг другу. Одна – о судьбе Мастера, другая – о Понтии Пилате. С одной стороны идет противопоставление этих двух сюжетных линий друг другу, с другой – они образуют единое целое, так как Мастера волнуют такие же проблемы, как и Понтия Пилата.
    Читая это произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: это тридцатые годы XX века и тридцатые годы I века новой эры. Нетрудно заметить, что события происходили в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком во времени в 1900 лет. Именно это уточнение доказывает глубокую связь между событиями, происходящими в Москве и происходившими в Ершалаиме.

    3. Композиция
    Экспозиция: здесь происходит встреча Ивана Бездомного, Берлиоза и Воланда. Последний, рассказывая о Га-Ноцри, желает убедить своих слушателей в существовании Бога и Дьявола.
    Завязка: «первого» романа происходит во время встречи Воланда и Берлиоза, а «второго» - во дворце Понтия Пилата. Кульминация: визит Левия Матвея к Мастеру, а также - казнь Иешуа.
    Развязка: сведение двух романов к одному: Воланд со своей свитой везет Мастера и Маргариту в иной мир, чтобы подарить им покой. На своем пути они встречают Понтия Пилата.

    4. Тема
    Двумя основными темами являются тема добра и зла, и тема настоящей любви и верности. Первая тема представлена такими героями, как Воланд, Иван Бездомный, Фагот (он же Клетчатый), Азазелло, Иешуа Га – Ноцри, Понтий Пилат, а вторая – Мастером и Маргаритой. Действия «двух романов», разделенных почти двумя тысячелетиями, гармонично соединены между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество и поиск истины. Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Сошедшая с ума от материальных благ публика, сильно неравнодушная до огромных денег элита, «проделки» Коровьева и Бегемота явно и совершенно определенно описывают болезни современного писателю общества. Тема прощения идет рядом с темой сочувствия. Тема сочувствия проходит красной нитью через весь роман. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но, запутавшись в своих обязанностях и боясь осуждения, идет против своей совести.

    5. Конфликт
    Самое важное, что должен понять каждый читатель, так это то, что Воланд является не воплощением рафинированного зла, а всего лишь индикатором, определяющим наличие либо отсутствие совести, высоких нравственных принципов и высокого уровня духовности у каждого, отдельно взятого, человека и у всего общества в целом.

    6. Идея
    Добро и зло.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога