А. П. Платонов «Котлован»
Даже люди, не читавшие Платонова, знают про особый платоновский язык: автор будто очнулся после катастрофы и заново собирает рассыпавшуюся речь. Герои «Котлована» — рабочие и крестьяне 1920-х годов — строят светлое будущее, но повесть об этом пронизана чувством абсурда и обречённости — то ли строительства, которым они заняты, то ли советского проекта, то ли жизни вообще.
Тоскующий рабочий Вощев присоединяется к артели, которая роет котлован для великого здания будущего: сюда должен переселиться местный пролетариат, а в перспективе и трудящиеся всего мира. Проект здания постоянно меняется; не закончив строительства, рабочие отправляются в деревню организовывать колхоз; котлован становится шире и глубже; светлое будущее оборачивается потоком страданий и смертей.
Тоскующий рабочий Вощев присоединяется к артели, которая роет котлован для великого здания будущего: сюда должен переселиться местный пролетариат, а в перспективе и трудящиеся всего мира. Проект здания постоянно меняется; не закончив строительства, рабочие отправляются в деревню организовывать колхоз; котлован становится шире и глубже; светлое будущее оборачивается потоком страданий и смертей.
1. Прочитано полностью.
ОтветитьУдалить2. Главный герой.
Главным героем данного произведения я считаю Вощева.
Мужик тридцати лет, которого уволили с завода за то, что он думал "Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, — сказали в завкоме. — О чем ты думал, товарищ Вощев?
— О плане жизни.
— Завод работает по готовому плану треста, А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.
— Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка."
Вощев сейчас затруднён смыслом существования. Он постоянно думает что-то, наблюдает " "Это терпение ребенка ободрило Вощева, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье. Здесь Вощев решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вскоре вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребенку тайну жизни, все время забываемую его родителями. «Их тело сейчас блуждает автоматически, — наблюдал родителей Вощев, — сущности они не чувствуют»".
3. Композиция.
Экспозиция- Вощева учольняю с завода. Они скитается, продолжая думать о том же, за что его уволили. Затем "Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул". Но его будет мужик с косой и говорит "Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься.
Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица.". Вощев уснул в бараке.
Завязка- утром он разговаривает с "обитателями" барака, по предложению Сафронова, Вощев берётся с ними за труд. Рабочие дни тянулись... Одной ночью никак не хотелось спать Чиклину, его нахлынули воспоминания. Потом спустя какое-то время он разговаривал с Прушевским о девушке, он уверен, что они видели одну и ту же. Спустя время Чиклин забрел к заводу и пообещал Ствричку что-нибудь принести оттуда "из одежды или питания". Зайдя, он увидел лежащую женщину и дремавшую девочку. "Мама, ты жива еще или уже тебя нет? — спросила девочка в темноте.
— Немножко, — ответила мать. — Когда будешь уходить от меня, не говори, что я мертвая здесь осталась. Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива…" "Чиклин, желая отдыха ребенку, стал ждать его пробуждения; а чтобы девочка не тратила свое тепло на остывающую мать, он взял ее к себе на руки и так сохранял до утра, как последний жалкий остаток погибшей женщины."
Точка невозврата- Чиклин приводит девочку в барак и теперь "А утром он, не вставая с ложа, приветствовал девочку, пришедшую с Чиклиным, как элемент будущего и затем снова задремал."
Дальше убивают Козлова и Сафронова. "Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь, как ты; стану умнеть, начну выступать с точкой зрения, увижу всю твою тенденцию, ты вполне можешь не существовать…"
Настя заболевает "А зачем ты меня носишь?...Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей! Сними с меня рубашку, а то сгорит, выздоровлю — ходить не в чем будет!
Чиклин попробовал Настю, она была горячая, влажная, кости ее жалобно выступали изнутри; насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтоб она была жива!"
Кульминация- Настя умирает.
Развязка- Чиклин роет могилу для Насти. "В полдень Чиклин начал копать для Насти специальную могилу. Он рыл ее пятнадцать часов подряд, чтоб она была глубока и в нее не сумел бы проникнуть ни червь, ни корень растения, ни тепло, ни холод и чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли. Гробовое ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил еще особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лег громадный вес могильного праха."
4. Тема.
УдалитьГлавного героя - Вощева увольняют с завода. Вскоре он оказывается в бараке и начинает трудиться над котлованом. Один из "котловановцев" приводит девочку, которая становится "всемирным элементом". Вскоре Вощев становится главным "теперь я буду за вас горевать". Вскоре умирает Настя. "Он привез в подарок Насте мешок специально отобранного утиля в виде редких, непродающихся игрушек, каждая из которых есть вечная память о забытом человеке. Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась, и Вощев прикоснулся к ней, видя ее открытый смолкший рот и ее равнодушное, усталое тело. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?"
5. Конфликт.
Несостыкова жизни деревни и города, "старое и новое". Отсталось. Невиденье будущего.
6. Идея.
Невозможность нового на фоне старого.
Прочитано 10 страниц из 10 (электронная книга)
ОтветитьУдалить1. Характеристика главного героя. Помимо главного героя для произведения важны люди, народ, который жил в период 1929-1930 годах. Они создают ту среду, которая возникла в этот период. Автор представил так называемую модель советского общества, каждый ее представитель олицетворяет одну из сторон. Так как в обществе произошел раскол, то и люди разделились на несколько лагерей. Например, Сафронов выражает официальную идеологию. «Мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!» Такие люди были идеальной опорой для власти. Козлов – приспособленец, ушедший из котлована на общественные работы. «Не переживёт он социализма». Его можно считать паразитом. Пашкин – бюрократ. Семья девочки Насти представители разной России. Сама Настя олицетворяет новую Россия, а ее мать-буржуйка – старую. Однако без своей матери, без своего прошлого, Настя выжить не смогла.
Одной из важнейших фигур произведения является Вощев. На протяжении всего рассказа он ищет смысл жизни и истину. «Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка» Он на стороне установки новой советской власти, которая приказала сдавать все старо, чтобы оно помогло для продвижения коммунистического строя. Вощев приводит деревенских жителей строить котлован, в этом и выражается его приверженность. Он сдает людей, как какие-то старые вещи, чтобы они послужили для строительства «идеального» будущего. Однако он теряет надежду на будущее, когда обнаруживает мертвую Настю «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением».
2. Композиция. Произведение можно разделить на две части. Первая – городская, в этой части рассказывается о том, как копают котлован. Вторая – деревенская. В этой части рассказывается о раскулачивании и коллективизации. Вся композиция обрамлена описанием котлована.
Экспозиция – в день рождения, когда Вощеву исполнилось тридцать лет, его увольняют с работы. Чувствуя, что его жизнь движется в непонятном направлении он уходит в другой город. «…вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение.»
Завязка – герой попадает в барак. Сафронов забирает Вощова копать котлован. Работа очень тяжелая, люди постепенно умирают от такого труда. Однажды Чиклин идет на завод за одеждой или едой и находит там девочку рядом с умирающей матерью. «Мама, ты жива еще или уже тебя нет? «…» Когда будешь уходить от меня, не говори, что я мертвая здесь осталась. Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива…» Он забирает девочку с собой в котлован.
Точка невозврата- убийство Козлова и Сафронова.
Кульминация - Настя заболевает и умирает от недостатка доброты и осознания мира.
Развязка – Чиклин роет могилу для Насти. Вместе с ней умерла и надежда на будущее. «Время было ночное, весь колхоз спал в бараке, и только молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье.»
3. Тема. Автор поднимает тему строительства идеального будущего, а именно коллективизация. Он показывает людей, которые оказались затянутыми в эти условия не по собственному желанию. И в это тяжёлое время еже остаются люди, а именно Вощев, пытающиеся найти смысл жизни. Без этого смысла жизнь становится отвратительной. И чтобы забиться и облегчить жизнь он полностью погружается в работу. «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». Однако в финале поиски оказываются напрасными.
Удалить4. Конфликт заключается в противостоянии города и деревни. Будущее пытается расширить свои границы встречая сопротивление на своем пути.
Внутренний конфликт происходит у Вощева из-за того, что он не может жить просто так, без смысла. Ему надо жить ради кого-то, но, когда этот кто-то умирает он теряет все.
5. Идея. «Светлое» будущее в могиле.