А. П. Платонов «Котлован»

Даже люди, не читавшие Платонова, знают про особый платоновский язык: автор будто очнулся после катастрофы и заново собирает рассыпавшуюся речь. Герои «Котлована» — рабочие и крестьяне 1920-х годов — строят светлое будущее, но повесть об этом пронизана чувством абсурда и обречённости — то ли строительства, которым они заняты, то ли советского проекта, то ли жизни вообще.

Тоскующий рабочий Вощев присоединяется к артели, которая роет котлован для великого здания будущего: сюда должен переселиться местный пролетариат, а в перспективе и трудящиеся всего мира. Проект здания постоянно меняется; не закончив строительства, рабочие отправляются в деревню организовывать колхоз; котлован становится шире и глубже; светлое будущее оборачивается потоком страданий и смертей.

Комментарии

  1. 1. Прочитано полностью.
    2. Главный герой.
    Главным героем данного произведения я считаю Вощева.
    Мужик тридцати лет, которого уволили с завода за то, что он думал "Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, — сказали в завкоме. — О чем ты думал, товарищ Вощев?
    — О плане жизни.
    — Завод работает по готовому плану треста, А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.
    — Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка."
    Вощев сейчас затруднён смыслом существования. Он постоянно думает что-то, наблюдает " "Это терпение ребенка ободрило Вощева, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье. Здесь Вощев решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вскоре вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребенку тайну жизни, все время забываемую его родителями. «Их тело сейчас блуждает автоматически, — наблюдал родителей Вощев, — сущности они не чувствуют»".
    3. Композиция.
    Экспозиция- Вощева учольняю с завода. Они скитается, продолжая думать о том же, за что его уволили. Затем "Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул". Но его будет мужик с косой и говорит "Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься.
    Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица.". Вощев уснул в бараке.
    Завязка- утром он разговаривает с "обитателями" барака, по предложению Сафронова, Вощев берётся с ними за труд. Рабочие дни тянулись... Одной ночью никак не хотелось спать Чиклину, его нахлынули воспоминания. Потом спустя какое-то время он разговаривал с Прушевским о девушке, он уверен, что они видели одну и ту же. Спустя время Чиклин забрел к заводу и пообещал Ствричку что-нибудь принести оттуда "из одежды или питания". Зайдя, он увидел лежащую женщину и дремавшую девочку. "Мама, ты жива еще или уже тебя нет? — спросила девочка в темноте.
    — Немножко, — ответила мать. — Когда будешь уходить от меня, не говори, что я мертвая здесь осталась. Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива…" "Чиклин, желая отдыха ребенку, стал ждать его пробуждения; а чтобы девочка не тратила свое тепло на остывающую мать, он взял ее к себе на руки и так сохранял до утра, как последний жалкий остаток погибшей женщины."
    Точка невозврата- Чиклин приводит девочку в барак и теперь "А утром он, не вставая с ложа, приветствовал девочку, пришедшую с Чиклиным, как элемент будущего и затем снова задремал."
    Дальше убивают Козлова и Сафронова. "Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь, как ты; стану умнеть, начну выступать с точкой зрения, увижу всю твою тенденцию, ты вполне можешь не существовать…"
    Настя заболевает "А зачем ты меня носишь?...Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей! Сними с меня рубашку, а то сгорит, выздоровлю — ходить не в чем будет!
    Чиклин попробовал Настю, она была горячая, влажная, кости ее жалобно выступали изнутри; насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтоб она была жива!"
    Кульминация- Настя умирает.
    Развязка- Чиклин роет могилу для Насти. "В полдень Чиклин начал копать для Насти специальную могилу. Он рыл ее пятнадцать часов подряд, чтоб она была глубока и в нее не сумел бы проникнуть ни червь, ни корень растения, ни тепло, ни холод и чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли. Гробовое ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил еще особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лег громадный вес могильного праха."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 4. Тема.
      Главного героя - Вощева увольняют с завода. Вскоре он оказывается в бараке и начинает трудиться над котлованом. Один из "котловановцев" приводит девочку, которая становится "всемирным элементом". Вскоре Вощев становится главным "теперь я буду за вас горевать". Вскоре умирает Настя. "Он привез в подарок Насте мешок специально отобранного утиля в виде редких, непродающихся игрушек, каждая из которых есть вечная память о забытом человеке. Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась, и Вощев прикоснулся к ней, видя ее открытый смолкший рот и ее равнодушное, усталое тело. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?"
      5. Конфликт.
      Несостыкова жизни деревни и города, "старое и новое". Отсталось. Невиденье будущего.
      6. Идея.
      Невозможность нового на фоне старого.

      Удалить
  2. Прочитано 10 страниц из 10 (электронная книга)
    1. Характеристика главного героя. Помимо главного героя для произведения важны люди, народ, который жил в период 1929-1930 годах. Они создают ту среду, которая возникла в этот период. Автор представил так называемую модель советского общества, каждый ее представитель олицетворяет одну из сторон. Так как в обществе произошел раскол, то и люди разделились на несколько лагерей. Например, Сафронов выражает официальную идеологию. «Мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!» Такие люди были идеальной опорой для власти. Козлов – приспособленец, ушедший из котлована на общественные работы. «Не переживёт он социализма». Его можно считать паразитом. Пашкин – бюрократ. Семья девочки Насти представители разной России. Сама Настя олицетворяет новую Россия, а ее мать-буржуйка – старую. Однако без своей матери, без своего прошлого, Настя выжить не смогла.
    Одной из важнейших фигур произведения является Вощев. На протяжении всего рассказа он ищет смысл жизни и истину. «Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка» Он на стороне установки новой советской власти, которая приказала сдавать все старо, чтобы оно помогло для продвижения коммунистического строя. Вощев приводит деревенских жителей строить котлован, в этом и выражается его приверженность. Он сдает людей, как какие-то старые вещи, чтобы они послужили для строительства «идеального» будущего. Однако он теряет надежду на будущее, когда обнаруживает мертвую Настю «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением».
    2. Композиция. Произведение можно разделить на две части. Первая – городская, в этой части рассказывается о том, как копают котлован. Вторая – деревенская. В этой части рассказывается о раскулачивании и коллективизации. Вся композиция обрамлена описанием котлована.
    Экспозиция – в день рождения, когда Вощеву исполнилось тридцать лет, его увольняют с работы. Чувствуя, что его жизнь движется в непонятном направлении он уходит в другой город. «…вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение.»
    Завязка – герой попадает в барак. Сафронов забирает Вощова копать котлован. Работа очень тяжелая, люди постепенно умирают от такого труда. Однажды Чиклин идет на завод за одеждой или едой и находит там девочку рядом с умирающей матерью. «Мама, ты жива еще или уже тебя нет? «…» Когда будешь уходить от меня, не говори, что я мертвая здесь осталась. Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива…» Он забирает девочку с собой в котлован.
    Точка невозврата- убийство Козлова и Сафронова.
    Кульминация - Настя заболевает и умирает от недостатка доброты и осознания мира.
    Развязка – Чиклин роет могилу для Насти. Вместе с ней умерла и надежда на будущее. «Время было ночное, весь колхоз спал в бараке, и только молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье.»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 3. Тема. Автор поднимает тему строительства идеального будущего, а именно коллективизация. Он показывает людей, которые оказались затянутыми в эти условия не по собственному желанию. И в это тяжёлое время еже остаются люди, а именно Вощев, пытающиеся найти смысл жизни. Без этого смысла жизнь становится отвратительной. И чтобы забиться и облегчить жизнь он полностью погружается в работу. «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». Однако в финале поиски оказываются напрасными.
      4. Конфликт заключается в противостоянии города и деревни. Будущее пытается расширить свои границы встречая сопротивление на своем пути.
      Внутренний конфликт происходит у Вощева из-за того, что он не может жить просто так, без смысла. Ему надо жить ради кого-то, но, когда этот кто-то умирает он теряет все.
      5. Идея. «Светлое» будущее в могиле.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога